Судебная экспертиза ФИНЭКС

(499) 714-68-91, (977) 826-08-01

г.Москва, ул. Буженинова, 30, офис 17

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза - исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; исследование технического состояния транспортных средств; исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика); исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;
 
Автотехническую экспертизу ДТП можно разделить по нескольким признакам.
По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.
Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.
Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты, и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания. Так, например судебный-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП, определяет взаимное расположение объектов в момент происшествия, а эксперт-автотехник исследует обстоятельства ДТП [4, с. 12-13].
По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.
 
Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.
Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы. Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах. Повторная экспертиза отвечает на те же вопросы, что и предыдущая, однако должна отражать совпадение с выводами предыдущей экспертизы или причины не согласия с ними [3, с. 110].
В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают судебную экспертизу и служебное расследование.
Судебная экспертиза ДТП – это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.
 
Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
 
Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.
 
Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?
Служебное расследование ДТП проводят работники организаций, которой принадлежит ТС, причастное к происшествию, или работники дорожных служб. В структурах министерства транспорта отсутствует штатная должность ведомственного эксперта. Поэтому служебное расследование возлагается на руководящий состав предприятия. Срок служебного расследования от 3 до 7 суток.
Цель служебного расследования ДТП – изучение установленных следствием причин и обстоятельств происшествия и устранение (профилактика) этих причин в дальнейшей деятельности предприятия. Это расследование должно выявить недостатки и нарушения в работе предприятия и лиц, виновных в этих нарушениях [6, с. 119].
  В зависимости от объектов исследования различают следующие виды автотехнической экспертизы:
1) экспертизу технического состояния транспортного средства;
2) экспертизу механизма дорожно-транспортного происшествия;
3) экспертизу технического состояния дороги;
В процессе проведения указанных видов исследований решаются следующие вопросы.
Экспертиза технического состояния транспортных средств:
- исправно ли транспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность?
- могла ли обнаруженная неисправность повлиять на возникновение дорожно-транспортного происшествия?
- какова причина возникновения данной неисправности? Когда образовалась данная неисправность – до дорожно-транспортного происшествия, в момент дорожно-транспортного происшествия или после него?
- имелась ли возможность выявления неисправности водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
- имелась ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие при данном техническом состоянии транспортного средства, его узлов, механизмов, агрегатов?
 
Экспертиза механизма ДТП:
- каков механизм развития дорожно-транспортного происшествия?
- каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу в момент столкновения?
- где находилось место столкновения транспортных средств?
- каковы траектории движения транспортных средств до момента столкновения?
- какова была скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
- какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
- какими требованиями Правил дорожного движения (ПДД) должны были руководствоваться участники дорожно-транспортного происшествия?
- соответствовали ли действия участников дорожно-транспортного происшествия требованиям ПДД?
- располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП?
- какие пункты ПДД нарушены и имеется ли причинная связь между этими нарушениями и дорожно-транспортным происшествием?
 
Экспертиза технического состояния дороги:
- какова была обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
- каковы были параметры, характеризующие движение транспортных средств на месте ДТП?
- была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, погодно-климатических и других условий на момент ДТП?
- какие обстоятельства способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?
- соответствует ли требованиям проектной документации участок автомобильной дороги, на которой произошло ДТП?
- какова вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия по причине несовершенства дорожных условий?
В методической литературе выделяется еще один вид автотехнической экспертизы – психофизиологическая, в рамках проведения которой решаются следующие задачи:
- установление времени реакции водителя в зависимости от возникшей дорожной обстановки;
- установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом воздействия на него различных факторов в сложившейся дорожной ситуации;
- установление возможности оценки водителем опасности сложившейся ситуации и пр.
 
Автотехническая экспертиза может быть досудебной и судебной. Судебную экспертизу назначают по официальным постановлениям, а также по определениям судов, прокуратуры, следствия или лиц производящих дознание. Досудебная экспертиза проводиться независимыми автоэкспертами по ходатайству участников ДТП (по собственному желанию физических или юридических лиц) или в рамках специальных законов (например, ОСАГО и «Закон о защите прав потребителей»). Основное отличие судебной экспертизы от досудебной заключается в юридическом статусе проводимого исследования (на суде судебная экспертиза будет считаться доказательством более высокого уровня). Однако шансы на выигрыш в судебном процессе не зависят от типа экспертизы, представленной в качестве доказательства.